Получать новости по email

КАК СДЕЛАТЬ СЮЖЕТ ИНТЕРЕСНЕЕ


Не секрет, что хороший сюжет должен постоянно держать читателя в напряжении. О том, как правильно начинать произведение, регулярные читатели моих статей уже имеют представление. Допустим, вам удалось завлечь читателя стоящим описанием и интригующим началом, теперь главная задача – не отпустить его. Вот несколько советов о том, как это сделать:

1) Самое главное – сделать сюжет последовательным, убрать то, что я называю «квестовой структурой». Довольно часто нам встречаются произведения, сюжет которых представляет собой отдельные фрагменты-квесты: перед героем встала проблема, герой ее решил, потом появляется новая задача, никак не связанная с первой. Такие тексты здорово проигрывают тем, в которых сюжет развивается логично и одно действие порождает другое.
В идеале, все сцены в вашем произведении должны быть связаны между собой, и то, каким образом они связаны, критично для поддержания читательского интереса. Если сюжет развивается на основе причинно-следственной связи и/или конфликта, то читателю интересно, а если это просто хронологическое изложение событий, то вероятность нагнать на читателя скуку очень велика.
Хороший сюжет должен представлять собой цепочку взаимосвязанных событий, каждое из которых либо приближает героя к цели, либо отдаляет. Если нет – то это не сюжет, а всего лишь серия никак не связанных между собой событий. Идеальная структура – шаг вперед, два шага назад, как учил нас дедушка Ленин. И, если уж продолжать аналогии с классиками марксизма-ленинизма, то противоречия, как и в классовом обществе, должны нарастать, чтобы в конце концов вылиться в эффектную кульминацию.
В идеале, принципы хорошего сюжета как нельзя хорошо демонстрирует английский детский стишок (перевод С.Я. Маршака), который я не устаю цитировать:

Не было гвоздя –
Подкова
Пропала.
Не было подковы –
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала –
Командир
Убит.
Конница разбита –
Армия
Бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.

2) Довольно часто сюжет никак не хочет двигаться вперед, и для того, чтобы хоть как-то вытянуть увязшее действие, автор берет преграду с потолка. В фэнтези, например, в роли такого вот «сюжетного вантуза» очень часто выступает пресловутая «засада разбойников» или «встреча в таверне», и очень мало книг в этом жанре умудряются обходиться без них. Но зачем брать препятствия с потолка и изобретать велосипед, когда можно просто использовать «закон Мэрфи»? Пусть вместо разбойников у героя посреди фэнтезийного бездорожья вдруг падет или захромает единственная лошадь, и посмотрим, что он будет делать в таком случае. А если наоборот? Что если герой, вынужденный свернуть с пути из-за каких-то форс-мажорных обстоятельств, встретит человека, который в будущем сможет помочь ему? Это будет выглядеть куда более органично и естественно, чем неожиданное спасение, речь о котором пойдет в следующем пункте.

3) Кто самая могущественная сила в вашем произведении? Герои? Правители? Злой Властелин? Божества? Нет, дорогие мои, самая могущественная сила в вашем произведении – это вы, автор. Вы обладаете неограниченной властью, и именно поэтому не советую этой властью злоупотреблять. Старайтесь не двигать сюжет с помощью совпадений и случайностей. Возьмите себе за правило не использовать больше одного «невероятного стечения обстоятельств» за сюжет. Если вы переборщите с «вмешательством судьбы» или «великой силой любви, которая исправит все», это выдаст вас как достаточно ленивого и некреативного автора, который не может придумать себе ничего более стоящего, чем стопиццотпервое триумфальное появление рояля из кустов.

4) Нет ничего более благотворного для читательского интереса, чем яркие, запоминающиеся характеры, которым хочется сопереживать и с которыми хочется отождествлять себя. Как вы уже наверняка знаете, пустое декларирование черт характера (особенно от первого лица) вызывает отторжение. Так пусть сюжет вперед двигают именно эти самые качества. Скажем, вы хотите показать рассеянную героиню «не от мира сего». Ну так пусть ее чудачества станут главной движущей силой изменений в ее судьбе, причем, как позитивных, так и негативных. Таким образом, вы убьете двух зайцев: раскроете персонажа и дадите сюжету развиваться не благодаря авторскому произволу, а с помощью тесного переплетения между личностью и обстоятельствами, в которых эта личность оказывается. Это поможет вам избежать привкуса надуманности и притянутости за уши.
Личностью должен быть не только главный герой, но и второстепенные. Когда вы потрудились создать достаточно противоречивых персонажей, интересы, цели и личностные качества которых находятся в постоянном конфликте, сюжет будет двигаться вперед сам по себе. Правда, не всегда в ту сторону, куда хочет автор. И упаси вас Розенталь гнуть эти сюжетные линии в противоположном направлении ради того, например, чтобы свести вместе двух совершенно неподходящих персонажей. Если в процессе написания вы понимаете, что двое изначально запланированных любовников в процессе написания отдалились друг от друга настолько, что не сядут даже гадить на одном поле во время эпидемии холеры, то не надо их насильно спаривать их, чтобы закончить книгу роскошной свадьбой. Что может быть хуже? Только когда в конце выдают каждой твари по паре, то есть всем сестрам по серьгам, то есть устраивают массовую свадьбу для всех персонажей, и пусть никто не уйдет обиженным.
И, кстати, еще одна важная деталь, которую непременно надо упомянуть: если вы стремитесь избежать чрезмерной идеализации главного героя, то запомните: недостаточно просто сообщить читателю о каких-либо негативных чертах характера. Важно, чтобы эти самые черты характера действительно мешали персонажу и в жизни, и в достижении его главной сюжетной цели. Только таким способом задекларированные черты характера приобретают реализм и становятся частью личности.

5) Избегайте картонного поведения. Ведь это так просто! Картон появляется там, где второстепенному персонажу насильственно ампутируют мозг, а вместе с ним личность, характер, логику, мотивацию, эмоции и вообще все, что делает человека человеком. И делается это просто потому, что Так-Удобнее-Для-Моей-Героини! Отсюда и берутся картонные подруги, которые только и умеют, что подвывать несравненной главной героине, или картонные разбойники, которые вместо того, чтобы издалека снять мага выстрелом из лука, стройными рядами прут под его фаерболы. Чтобы не кормить читателя отходами целлюлозно-бумажной промышленности, нужно всего-то ничего: поставить себя на место второстепенного персонажа и подумать о том, что бы на его месте сделали вы. На мгновение представьте, что этот персонаж и есть главный герой вашего произведения. Как бы он поступил в этом случае? Главный рецепт против картона – это заставить персонажей поступать так, как удобно и выгодно именно им, а не автору или главному герою. Если вы научитесь любить и ценить второстепенных героев, то они обязательно ответят вам взаимностью и создадут массу замечательных конфликтов и живых, реалистичных сцен.

6) Уважайте своего читателя и всегда ставьте себя на его место. Да, возможно, в вашей голове имеется логичная, яркая и атмосферная картинка. Но далеко не факт, что случайный читатель воспримет ваше творчество точно так же, ведь телепатия по-прежнему существует лишь в научной фантастике, а свою голову на чужие плечи не приставишь. Именно отсюда растут ноги у многих конфликтных ситуаций: автор, понимаете ли, создает Супергероиню среди глупых, ничего в жизни не понимающих пустышек, а читатель вместо этого видит очередную тошнотворную ванильку с завышенным до небес ЧСВ. В итоге недовольны все: и автор, который не получает долгожданных хвалебных отзывов, и читатель, который случайно залез в эту выгребную яму и теперь обтекает. Именно в этом, на мой взгляд, состоит подлинный талант писателя: продумать и создать такую ситуацию и таких персонажей, которые донесут до читателя авторскую мысль с помощью действий, а не километров трагического нудилова, с закосом под психологию и философию. Сляпать относительно читабельный текст с помощью надерганных из интернета чужих умных мыслей может практически каждый, а вот придумать ситуацию, которая недвусмысленно донесет до читателя ту же самую мысль, дано далеко не каждому.

7) Не надо путать интригу и нехватку критически важной информации. Интрига имеет место быть только там, где у читателя есть достаточно данных, чтобы включить воображение и просчитать несколько возможных вариантов развития событий с примерно одинаковой степенью вероятности. Если подобной информации нет и читатель вообще не понимает, что происходит в данной работе, то автор крепко сел в лужу: мазохистов, желающих ломать голову над не до конца понятным им текстом, очень мало.

8) Помните, что избыток информации помогает нагнать саспенс не хуже, а порой даже и лучше, чем ее недостаток. На первый взгляд это может показаться странным, но так оно и есть. Это один из самых моих любимых литературных приемов, который, будучи исполнен правильно, вызывает неподдельный восторг. И лучше всего он работает в сюжете, который раскрывается с многочисленных точек зрения. Да-да, разнообразие фокализации используется опытными авторами не только и не столько для того, чтобы лишний раз вознести героине оду устами второстепенного персонажа, а для того, чтобы выдать читателю критически важную информацию, о которой главный герой не в курсе. И вот читатель уже знает, что персонаж (в полном соответствии со своими личностными качествами, разумеется) уже радостно направляется прямиком в расставленную ловушку. Что мы получаем в случае, когда сопереживаем герою? Правильно, нервное покусывание ногтей, мысленное «нет-нет-нет, пожалуйста, только не делай этого!» и желание как можно скорее перелистнуть страничку в надежде, что «вдруг оно как-нибудь обойдется». Этим приемом, кстати, мастерски владеет Джордж Мартин, что обеспечило ему многомиллионную армию поклонников во всех частях света.

9) Разумеется, не стоит забывать и о том, куда ведут благие намерения. Еще один возможный пинок для сюжета – ситуация «хотели как лучше, а получилось как всегда», опять же, спасибо Мартину за это. Хотите писать про добрых и благородных героев-идеалистов? Да пожалуйста! Только не стоит забывать о том, что если второстепенные персонажи – не раскрашенные картонки с прилепленными к ним ярлыками, то даже самые благие намерения могут привести к разрушительным конфликтам, разбитым судьбам и смертям. Что на собственной шкуре пришлось прочувствовать Неду Старку и его семье.

10) Поэтому не бойтесь позволять героям совершать ошибки. Никто и не требует, чтобы ваши герои были правильными, безгрешными и ИДЕАЛЬНЫМИ. Такие вызывают отторжение. Пишите про обычных людей, которые живут в той же среде, дышат тем же воздухом и подчиняются тем же законам, что и второстепенные персонажи. Игнорирование этого правила очень часто приводит неопытных авторов в одну из двух крайностей: либо путь персонажа усыпан розами, что не интересно, либо все немотивированно его/ее ненавидят, что неправдоподобно и тошнотворно.

11) Концовка должна соответствовать основному тону произведения. Если вы пишете дарк фэнтези, то не надо в финале превращать выжженные войной пустыни в цветущие сады ради хорошей концовки. Если дамский роман – не стоит заканчивать все инопланетным вторжением или появлением духа любимой бабушки главной героини. Берегитесь роялей, они поджидают нас за каждым кустом. Лично я больше всего ценю концовки с явным привкусом горечи от потерь, которые пришлось перенести героям.
Екатерина Шахловская, литературный критик