Получать новости по email

Десять советов от известных писателей


В 2010 году британская газета The Guardian попросила некоторое количество известных писателей составить список из 10 правил, которых они посоветовали бы придерживаться и другим, чтобы стать настоящим мастерами и профессионалами.

НИЛ ГЕЙМАН (Британия/США)

1. Пишите.
2. Располагайте одно слово за другим. Найдите правильное слово и поставьте его на место.
3. Закончите то, что пишите. Что бы вам ни пришлось сделать, чтобы закончить это – закончите.
4. Отложите. Прочитайте так, словно никогда не читали этого раньше. Покажи друзьям, чье мнение вы уважаете и, кому нравятся вещи, подобные этой.
5. Помните: когда люди говорят вам, что что-то не совсем так, их не цепляет – они почти всегда правы. Когда же они уверенно называют то, что считают неправильным и знают как это исправить – они почти всегда неправы.
6. Остановитесь. Помните, что рано или поздно, прежде, чем когда-либо достигнете совершенства, вам нужно будет оставить это и начать писать следующую вещь. Совершенство похоже на погоню за горизонтом. Продолжайте двигаться.
7. Смейтесь над собственными шутками.
8. Главное правило писателя: если вы пишите с чувством уверенности, пишите так как вам хочется. Это правило можно в равной мере применять и в жизни. Но вернее всего это работает именно с написанием книг. Поэтому пишите вашу историю так, как ее нужно написать. Я не уверен, что есть еще правила. По крайней мере, такие, которые имели бы значение.

ЙЕН РЭНКИН (Шотландия)

1. Много читайте.
2. Много пишите.
3. Учитесь быть самокритичным.
4. Учитесь принимать критику.
5. Будьте упорны.
6. История должна стоить того, чтобы ее рассказали.
7. Не сдавайтесь.
8. Знайте рынок.
9. Станьте удачливым.
10. Оставайтесь удачливым.

РОДДИ ДОЙЛ (Ирландия)

1. Не ставьте фотографию любимого писателя на рабочий стол, особенно если это один из знаменитых авторов, покончивших жизнь самоубийством.
2. Будьте добры к себе. Заполняйте страницы так быстро, как только возможно: используйте двойной пробел или пишите через строчку. Воспринимайте каждую новую страницу как маленький триумф…
3. …пока не напишите 50-ю страницу. Тогда успокойтесь и начните беспокоиться о качестве. Испытывайте беспокойство – это часть работы.
4. Как можно скорей дайте название. Увидьте его. Диккенс знал, что «Холодный дом» будет назваться «Холодный дом» до того как начал его писать. Остальное будет проще.
5. Ограничьте дневное времяпрепровождение на вебсайтах.
6. Пусть у вас будет тезаурус, но под навесом позади сада или за холодильником, или где-то, где надо поискать или приложить для этого усилие. Изменения это слова, которые приходят в голову «лошадь», «дождь», «сказал».
7. Иногда поддавайтесь искушению. Мойте полы на кухне, развесьте постиранное белье. Это помогает.
8. Меняйте свое мнение. Хорошие идеи часто погибают от еще лучших.
9. Не ищите на amazon.co.uk книгу, которую еще не написали.
10. В течение дня уделяйте некоторое время работе над биографией. Но после этого возвращайтесь к работе.

ЭНН ЭНРАЙТ (Ирландия)

1. Первые 12 лет самые ужасные.
2. Способ написать книгу это именно писать книгу. Ручка очень полезна, клавиатура тоже хороша. Продолжайте заполнять страницу словами.
3. Только плохие писатели считают, что их работа по-настоящему хороша.
4. Описание это сложно. Помните, что все описания это мнение о мире. Найдите собственную твердую позицию.
5. Пишите так, как нравится. Вымысел создается из слов на странице, реальность сделана из чего-то другого. Не имеет значения насколько и как «реальная» ваша история, все что важно это ее необходимость.
6. Старайтесь быть точными в деталях.
7. Представьте что умираете. Если бы у вас была неизлечимая болезнь, вы бы закончили книгу? Почему нет? То, что раздражает в этих 10-неделях-жизни это то же, что мешает в написании книг. Поэтому измените это. Перестаньте спорить с собой. Измените. Видите? Просто. И никому не надо умирать.
8. И всё это вы можете делать под виски.
9. Веселитесь.
10. Помните, если вы сидите за столом в течении 15 или 20 лет каждый день, не считая выходных, это меняет вас. Правда. Возможно, это не улучшает ваш характер, но меняет что-то другое. Это делает вас свободнее.

РИЧАРД ФОРД (Ирландия)

1. Женитесь на ком-то, кого любите и кто думает, что быть писателем для вас это хорошая идея.
2. Не заводите детей.
3. Не читайте рецензии на свои книги.
4. Не пишите рецензии (ваше мнение всегда предвзято)
5. Не спорьте с женой по утрам или поздно ночью.
6. Не пейте и не пишите одновременно.
7. Не пишите письма своему редактору.
8. Не желайте болезни своим коллегам.
9. Старайтесь думать об удаче других в применении к себе самому.
10. Don't take any shit if you can ¬possibly help it.

МАРГАРЕТ ЭТВУД (Канада)

1. Захватите карандаш, чтобы писать в самолете. Ручки текут. Но если карандаш сломается вы не сможете заточить его в самолете, потому что нельзя провозить с собой ножи. Отсюда вывод: берите два карандаша.
2. Если оба карандаша сломались, то вы все-таки можете попытаться заточить их при помощи металлической или стеклянной пилки для ногтей.
3. Возьмите что-то, на чем можно писать. Бумага в самый раз. Если что – кусок древесины или собственная рука тоже пригодятся.
4. Если вы используете компьютер, всегда сохраняйте новый текст на флешку.
5. Делайте упражнения для спины. Боль очень мешает.
6. Удерживайте внимание читателей. (Это срабатывает лучше, если вы в состоянии удержать свое собственное.) Но поскольку вы не знаете кто ваши читатели, то это как палить из ружья по воробьям. То, что впечатляет А ужаснет Б.
7. Скорее всего вам потребуется словарь, элементарный учебник грамматики и власть над реальностью. Последнее значит: бесплатного завтрака не будет. Писать это работа. А еще это средство заработать деньги. Вы не получите пенсию. Другие люди могут вам немного помочь, но в целом вы целиком предоставлены сами себе. Никто не заставляет вас этим заниматься: это добровольный выбор, поэтому не надо скулить.
8. Вы никогда не сможете прочитать собственную книгу с тем невинным ожиданием, которое предвосхищает первое знакомство с первой страницей новой книги, потому что вы ее написали. Вы были за кулисами. Вы видели, как кроликов засунули в шляпу. Тем не менее, попросите одного или двух друзей прочитать книгу до того, как вы отдадите ее в издательство. Этот друг не должен быть кем-то, с кем у вас романтические отношения, если, конечно, вы не хотите их завершить.
9. Не засиживайтесь в середине леса. Если вы заблудились в сюжете или застряли, вернитесь туда где вы чувствуете что-то пошло не так. Затем выберете другую дорогу. И/или смените персонажа. Измените время. Измените первую страницу.
10. Молитва может помочь. Или чтение чего-то иного. Или визуализация Святого Грааля, который воплощает собой законченную и изданную версию вашей великолепной книги.

ФИЛИП ПУЛМАН (Великобритания)

Главное правило это говорить "нет" таким вот вещам, которые отвлекают меня от основной работы.


ДЖОНАТАН ФРАНЗЕН (США)

1. Читатель – это ваш друг. Ни в коем случае не советчик и не сторонний наблюдатель.
2. Литература – это персональное путешествие автора в мир неизведанного и устрашающего. А иначе не имеет смысл ею заниматься. Ну, если только из-за денег.
3. Никогда не используйте слово «потом» в качестве связки, для этого существует «и». Попытки втиснуть «потом» – это леность, это немузыкально, и это совсем не решает проблему переизбытка слов «и» на странице.
4. Всегда пишите от третьего лица, за исключением ситуаций, когда «первое лицо» обретает отчетливый собственный голос и настоятельно просится быть услышанным.
5. Информация стала бесплатной и легко доступной, так что масштабные исследования для подготовки к написанию романа несколько обесценились вместе с ней.
6. Полностью автобиографическая проза требует изрядной изобретательности. Никому ещё не удалось ничего более автобиографического, чем «Метаморфозы».
7. Писательство требует усидчивости.
8. Сомнительно, что, имея доступ в Интернет со своего рабочего места, вы осилите создание хорошей прозы.
9. Замысловатые глаголы редко вызывают интерес.
10. Вы должны научиться любить, прежде чем позволите себе быть безжалостным.

ХИЛАРИ МАНТЕЛ (Великобритания)

1. Вы всерьёз, что ли, с этими вопросами? Тогда позовите бухгалтера.
2. Прочтите книгу «Стать писателем» Доротеи Бранде. А потом выполните все рекомендации, даже если они покажутся невыполнимыми. Вы возненавидите рекомендацию писать по утрам, сразу после подъема, но если справитесь, то в итоге вам покажется, что это – самое прекрасное, что только бывает в жизни. Это – книга о том, как стать писателем «изнутри». Большинство последующих руководств базируется на этой книге, и вам не понадобится больше ни одного другого руководства из серии «Как стать…».
3. Пишите книгу, которую захочется прочитать самому. Ведь если не захочется вам, то кто её захочет? Не пишите для избранной аудитории или рынка. Их предпочтения могут смениться за то время, что вы закончите.
4. Если у вас есть хороший сюжет, то не считайте, что его можно воплотить только в прозе. Возможно, он сможет сработать для пьесы, киносценария или стихотворения. Будьте гибким.
5. Помните: всё содержимое книги до её первой главы – никому не нужно. Не тратьте время и силы на мишуру.
6. Первые вступительные абзацы зачастую необходимо вычеркивать. В конце концов, вы намерены сплясать танец хака, или еле-еле волочить ноги?
7. Сконцентрируйтесь на моментах, где что-то меняется. В особенности, если пишете историческую прозу. Очень удобно использовать те точки сюжета, где герой прибывает в какие-то новые места, или когда резко меняются окружающие его обстоятельства. Именно здесь имеет смысл заодно побольше рассказать о мире. Люди не склонны уделять внимание деталям скучной повседневной жизни, а потому, когда писатель вдаётся в подробности этой повседневности, они могут счесть, что автор их слишком сильно поучает.
8. Каждому описанию – своё место. Оно не может быть просто декоративным. Хорошо, когда описание даётся от лица кого-то из персонажей, а не «глазами бога». В этом случае описание обогатит ещё и характеристики персонажа, и даже сможет поработать на развитие сюжета.
9. Если вы застряли, уйдите от стола. Прогуляйтесь, примите ванну, поспите, испеките пирог, порисуйте, послушайте музыку, помедитируйте, сделайте зарядку. Делайте что угодно, кроме страдальческого сидения за столом. Только никому не звоните и не ходите по вечеринкам, ведь слова, услышанные от других людей, займут место, предназначенное для ваших собственных слов, которые никак не могут найтись. Освободите для них пространство. Будьте терпеливы.
10. Будьте готовы ко всему. Каждая история выдвинет свои требования, и она даже может подбросить причин нарушить правила. За исключением одного неприкосновенного правила: вы не можете продать душу литературе, если при этом думаете о подоходном налоге.

МАЙКЛ МУРКОК (Великобритания)

1. Моё первое правило подсказал мне Теренс Уайт, автор «Меча в камне» и других историй о короле Артуре, и правило было таким: читай. Читайте все, что попадет в руки. Я всегда советую людям, которые хотят написать фэнтези, или научную фантастику, или любовную историю перестать читать все подряд в этих жанрах и начать читать что-нибудь иное, от Баньяна до Байетт.
2. Найдите автора, которым вы восхищаетесь (у меня это был Джозеф Конрад), и копируйте его сюжеты и персонажей, рассказывая собственную историю. Точно так же, как люди, которые, учась рисовать, копируют старых мастеров.
3. Если вы пишете в сюжетном жанре, убедитесь, что все основные темы и элементы сюжета были представлены в первой трети, которую можно назвать введением.
4. Раскройте темы и персонажей во второй части — развитии действия.
5. Подведите итог всех тем и загадок в третьей части — кульминации.
6. Для написания хорошей мелодрамы проштудируйте «Формулу мастерского сюжета Лестера Дента» (Lester Dent master plot formula), она доступна в интернете. В ней есть инструкция, как написать хороший рассказ для pulp-журнала, но ее спокойно можно адаптировать под любой объем и жанр.
7. По возможности сделайте так, чтобы что-нибудь происходило на фоне презентации и размышлений персонажей — это поможет держать напряженность сюжета.
8. Помните про правило кнута и пряника: пусть у вас будет преследуемый (безумец или злодей) и преследователь (идея, объект, человек, тайна).
9. Игнорируйте все правила, создавайте собственные, соответствующие вашим идеям.

ДЖОЙС КЭРОЛ  ОУТС (США)

1. Не ждите своего «идеального читателя». Возможно, один на свете и есть, но он/она точно читает и других авторов.
2. Не ждите своего «идеального писателя». Возможно, это будете вы сами, но в отдалённом будущем.
3. Станьте сами себе редактором и критиком. Сочувствующим, но безжалостным.
4. Уделяйте внимание делению текста на абзацы. Если только вы не пишете что-то предельно авангардное, невразумительное и сверхзаумное.
5. Используйте простые, всем известные слова вместо многосложных. Если только вы не пишете что-то предельно постмодернистское, наполненное подсознанием и самокопанием.
6. Помните слова Оскара Уайльда «Немного искренности – опасная вещь, много же искренности – вещь безусловно роковая».
7. Живите легко и оптимистично. Но ожидайте худшего.

ЗЭДИ СМИТ (Великобритания)

1. Много читайте в детстве. Уделяйте чтению больше времени, чем чему-либо другому.
2. Постарайтесь прочесть собственное произведение глазами незнакомца. А еще лучше – глазами врага.
3. Не романтизируйте своё «призвание»: либо вы способны написать хорошее предложение, либо нет. Не существует никакого «писательского образа жизни». Имеет значение лишь то, что в итоге выйдет из-под вашего пера.
4. Скрывайте свои слабые стороны. Но не обманывайте себя ложным убеждением, что то, на что вы не способны, не имеет значения и не стоит внимания. Не стоит прятать неуверенность в себе под маской презрения.
5. Сделайте большой перерыв между написанием произведения и редактурой.
6. Избегайте группировок и тусовок. Наличие толпы вокруг не улучшит ваше писательское мастерство.
7. Работайте за компьютером без выхода в Интернет.
8. Выделите для творчества время и отдельное место. Старайтесь, чтобы даже самые близкие люди не мешали.
9. Не путайте почести и достижения: это две разные вещи.
10. Маскируйте правду чем хотите, но говорите правду. Примите как данность, что никогда не будете полностью удовлетворены.

ЭННИ ПРУ (США)
1. Пишите медленно и.. дай вам бог удачи.
2. Чтобы наверняка писать медленно, пишите от руки.
3. Пишите медленно и от руки, и только о том, что вам интересно.
4. Годами совершенствуйте писательское мастерство и постоянно читайте.
5. Переписывайте и редактируйте раз за разом, пока не добьётесь идеального предложения/абзаца/страницы/главы/части.